Зарядное устройство для автомобиля
Ваш выбор при разряженном аккумуляторе.
Практически каждому автовладельцу приходилось оказываться в ситуации, когда разражался аккумулятор. И в этом случае восстановить емкость источника питания можно одним способом - используя зарядные устройства. Их подбор – дело непростое, поэтому в первую очередь давайте узнаем, какие типы этих приборов существуют и каковы их особенности.
Автомобильное зарядное устройство
Предназначенные для зарядки аккумулятора, делятся на 2 типа:
- импульсные;
- трансформаторные.
Рассмотрим каждый тип более детально.
Импульсные зарядные устройства
Они работают, создавая токи высокой частоты, в результате чего происходит повышение напряжения. Затем напряжение понижается и преобразовывается.
Плюсы: низкая стоимость, компактность, малый вес, удобство использования, мобильность.
Минусы: такие устройства достаточно сильно реагируют на скачки напряжения и неверное подключение аккумулятора, у них маленькая мощность, приборы непросто ремонтировать, их применение сопровождается значительными помехами в сеть. Очень часто технические параметры оказываются более высокими, чем есть на самом деле.
Трансформаторные зарядные устройства
В основе работы таких приборов – стандартный трансформатор, который понижает напряжение, и диодный мост, выпрямляющий его.
Трансформаторные устройства для зарядки аккумулятора различаются в зависимости от того, как регулируется ток зарядки.
Способы регулировки:
- Ступенчатая. Отличается надежностью и неприхотливостью. Она основана на работе автотрансформатора, все действия выполняются механически и она содержит минимальное количество электронных элементов. Ток заряда на подобных приборах увеличивается путем изменения числа витков обмотки трансформатора. К таким моделям относятся: ЗУ-1, ЗУ-1М, ЗУ-2-6,ЗУ-2-8, ЗУ-2-12, ЗУ-2-16.
- Плавная. Имеет несколько типов:
- симисторная. Зарядный ток регулируется при помощи силового симистора. Она обладает незначительными преимуществами, поэтому практически не используется в промышленности;
- транзисторная. Сегодня это наиболее распространенная регулировка как в промышленности, так и среди автовладельцев. Регулировка осуществляется посредством полевого транзистора и широтно-импульсной модуляции. Популярные модели: ЗУ-1А, ЗУ-1В, ЗУ-1Б,ЗУ-2-6А, ЗУ-2-4А.
- Теристорная. В настоящее время практически не используется. Устройства с такой регулировкой являются достаточно надежными и мощными приборами, обладающими длительным сроком эксплуатации и хорошим функционалом. Однако это габаритные и тяжелые приспособления, имеющие высокую цену, что негативно сказывается на их популярности.
Поскольку приборы, предназначенные для зарядки аккумулятора, могут иметь несколько выходных каналов зарядки, то они делятся на:
- одноканальные зарядные устройства, т. е. у них один выход;
- многоканальные зарядные устройства – имеют несколько каналов.
Любое ЗУ обладает следующими характеристиками:
- Выходные напряжения. Важность этого параметра довольно велика, особенно при подпитке аккумулятора, имеющего разное напряжение. Наиболее распространенным напряжением считается 6В, 12В и 24В. Однако стоит понимать, что это базисное напряжение АКБ, а не напряжение, выдаваемое приборами для зарядки. У добротного зарядного устройства постоянный ток на выходе должен иметь значение 11, 18 и 28В соответственно.
- Ток заряда. Относится к наиболее важным параметрам зарядных приборов. Ведь его величина определяет, какой емкости аккумулятор можно зарядить при помощи конкретного прибора.
- Защитная система. Необходимость этой характеристики нельзя переоценить. В качестве защитных средств могут использоваться как электронные системы, так и стандартные предохранители. Обычно качественное зарядное устройство обладает несколькими защитами:
- тепловой. Если перегреваются основные элементы прибора, то происходит отключение зарядного устройства;
- исключающей вероятность короткого замыкания. Срабатывает при включении прибора без подключения аккумулятора во время замыкания разнополярных контактов выходных проводников;
- контролирующей, чтобы зарядный ток не превышал предельное значение. Отключение зарядного устройства произойдет, если значение зарядного тока превысит допустимое;
- от переплюсовки. Срабатывает при ошибочном подключении выходных проводников с аккумулятором.
- Автоматическое отключение после полного заряда аккумулятора. Устройство может быть оснащено:
- таймером. При установке аккумулятора на подзарядку выставляется таймер на определенный промежуток времени (время, через которое произойдет автоматическое отключение зарядного прибора);
- системой, которая контролирует напряжение на аккумуляторе. Происходит постоянное измерение напряжения, при этом отключение устройства происходит при достижении заданного значения.
- Функция, позволяющая сохранять заряд аккумулятора. После того, как аккумулятор заряжен, прибор отключается. Если же питание отключается и обратно включается или же аккумулятор разряжается, прибор самостоятельно начинает вновь заряжать АКБ.
Вот вы и узнали, какие основные виды зарядных устройств существуют, какими функциями и параметрами они обладают. А теперь можно уделить внимание выбору ЗУ – как правильно это сделать, чтобы уберечь себя от возможных «подводных камней».
Выбрать зарядное устройство
В первую очередь важно знать, какой емкостью и базисным напряжением обладает ваш аккумулятор.
Чтобы приобретаемый прибор для зарядки аккумулятора прослужил исправно на протяжении долгого времени, уделите внимание такой характеристике, как зарядный ток. Его величина должна быть на 5-10% свыше значения, которое вам необходимо. В противно случае прибор будет работать по максимуму, что приведет к его быстрому выходу из строя. Например, ваш аккумулятор имеет следующие параметры: напряжение – 12В, емкость -100А/ч. Тогда ток заряда должен быть 10А. Следовательно, потребуется устройство на 12А.
Следует определиться с типом зарядного устройства – будет оно на основе стандартного трансформатора или импульсным.
Аккумуляторное зарядное устройство
Документы, которые должны быть у прибора для зарядки аккумулятора:
- Паспорт (русскоязычный вариант).
- Сертификат, подтверждающий, что устройство соответствует требованиям РС или ЕАС. При отсутствии сертификата, но при наличии письма, подтверждающего отказ в сертификации (основание – прибор не относится к сертифицированной продукции), попросите продавца предоставить это письмо. По коду ОКП или ОКВЭД определяем принадлежность прибора к конкретному виду устройств. Зачастую производитель намерено приписывает товару код, не подлежащий сертификации, поскольку он понимает, что устройство эту процедуру просто не пройдет. Учитывая то, что зарядные приборы относятся к гаражному оборудованию, они должны иметь код ОКП 457700, в случае с кодом ОКВЭД - 8504 40 550 9. При отсутствии всего этого только вам решать – приобретать такое ЗУ или нет. Однако стоит понимать, что сертификат подтверждает соответствие прибора всем характеристикам, заявленным производителем.
- Гарантийный талон. Он должен содержать такую информацию: период, в течение которого действует гарантия, а также условия, позволяющие осуществлять гарантийный ремонт.
- Упаковка. Она не должна иметь повреждений.
Зарядное устройство батарей
Будьте бдительны - варианты обмана
Зачастую для повышения характеристик прибора производитель указывает несоответствующее значение предельного тока – не при базисном напряжении, а при меньшем (как правило, такая информация содержится в сносках). Например, по паспортным данным величина предельного тока заряда 20А, однако в примечании производитель пишет, что это при напряжении 6В. Соответственно, реальное значение тока совсем не 20А, а 10А.
Также нечестные производители могут обманывать в отношении токов заряда. Например, предельный ток заряда по паспорту равен 20А, а предельное значение потребляемой мощности 150-200Вт. Здесь вас явно обманывают, ведь в этом случае предельный ток заряда лишь 11А, а не 20А заявленных. Это все законы физики, и если воспользоваться необходимыми знаниями и калькулятором, то обман можно легко разоблачить. Следует учесть, что прибор 20В будет работать при напряжении в 18В. Предельный ток, который способно вырабатывать приобретаемое устройство, можно рассчитать по формуле: взять мощность из паспорта товара и разделить ее на напряжение 18В.
Не стоит оставлять без внимания выходные и входные приспособления, обеспечивающие прибору защиту (выключатели, срабатывающие автоматически, предохранительные устройства). Если их параметры не совпадают с паспортными, то это свидетельствует об обмане.
Также участились случаи, когда производители завышают предельную емкость АКБ, для которого можно использовать ЗУ – это некий рекламный трюк. Например, производитель может указать, что прибор 12В, выдающий 20А, подходит для зарядки аккумулятора емкостью до 230А/час. Это допустимо, однако для этого потребуется дополнительное время, к тому же эффективность подобной зарядки будет ниже.
Еще одна хитрость. В паспорте указываются ток заряда 20А, выходные напряжения 12В, 24В. Однако производители уверяют, что данный прибор способен восполнить заряд свыше 4 АКБ емкостью 190А/час. Сразу становится очевидно, что это очередная уловка. И внимательные покупатели, обращающие внимание абсолютно на все, сразу же разоблачат такой подвох.
Сетевое зарядное устройство
Выбирая ЗУ, обратите внимание на массу и габариты корпуса. Например, корпус импульсного прибора с параметрами 10А, 12В просто не может быть компактным. Если даже при изготовлении ЗУ 180-200Вт применялись инновационные технологии, то уменьшить размеры прибора достаточно сложно. Ведь силовые элементы должны охлаждаться, а в миниатюрном корпусе воплотить это нелегко.
Надеемся, что наши рекомендации будут полезны при выборе зарядного устройства, подходящего для зарядки аккумулятора вашей машины. А также уберегут от обманных уловок, которыми зачастую пользуются нерадивые производители и продавцы.