Транспортеры (конвейеры) - конструктивные оссобенности
Транспортеры (конвейеры), нории
оборудование постоянного действия, задача которых - перемещать различные грузы.
Элеватор нория
существует различие в зависимости от вида грузонесущего и тягового компонента. В конвейерах, не имеющих тягового органа, материалы перемещаются при помощи:
- - силы инерции;
- - силы тяжести;
- - шнеков.
В этом случае компоненты исполнительной системы и перемещаемые материалы движутся по транспортеру раздельно друг от друга. В конвейерах, в которых вместо ленты используются ролики или шнек, исполнительные элементы движутся по кругу, и в инерционных – их движение возвратно-поступательное.
При наличии тяговых органов, они представлены в виде:
- - цепей;
- - лент;
- - канатов.
В качестве грузонесущего органа для транспортера, имеющего тяговый элемент, могут использоваться: гибкая лента, ковши, специальные скребки, платформы, пластины и др. На подобных транспортирующих устройствах перемещаемые предметы движутся одновременно с движением исполнительного элемента. Передача тягового усилия осуществляется грузонесущим органом или компонентом, протаскивающим или пропихивающим перемещаемые материалы по недвижимой трубе, рештаку и т. п.
Транспортировка различных предметов может осуществляться под действием собственного веса (гравитационный транспортер) или же при помощи машинного привода (чаще используется электрический, иногда пневмопривод).
С учетом условий использования транспортеры:
- устанавливаются на пол, при этом различают: фиксируемые к поверхности, переносные и передвижные;
- конструкция предусматривает перемещение груза по подвесной линии.
Перемещение материалов может осуществляться:
- - горизонтально или близко к этому положению. Такие особенности движения свойственны транспортерам, оснащенным грузонесущими органами в виде тележек, лент, пластин, роликов, скребков. Также сюда относятся качающиеся конвейеры и оборудование, перемещающее объекты при помощи колебательных движений;
- - перпендикулярно полу или близко к этому положению. Это свойственно конвейерам, перемещающим материалы при помощи колебательных движений, а также шнековым транспортирующим устройствам и оснащенным грузонесущими органами в виде ковшей, скребков;
- - в любом положении. В данном случае конструкция состоит из участков, расположенных под наклоном, горизонтально или перпендикулярно полу – они чередуются. Такое движение груза присуще конвейерам, в которых материалы передвигаются по подвесной линии, и оборудованию, оснащенному грузонесущими органами в виде скребков, ковшей, люлек.
Конструктивно транспортирующие устройства различаются в зависимости от того, какой груз будет перемещаться. Одни предназначены для транспортировки штучных материалов, другие – навалочных, а третьи способны транспортировать материалы любого вида.
Существуют и отдельные виды транспортеров, например:
- - конвейеры, в которых компонентами исполнительной системы выступают ленты и пластины (служат для транспортирования людей);
- - элеватор, служащий для передвижения сыпучих материалов;
- - конвейер пульсирующего действия (перевозимые предметы транспортируются периодически прямолинейно);
- - транспортеры-штабелеукладчики и др.
Основные типы
С его помощью можно транспортировать грузы правильной формы, навалочные и кусковые материалы на достаточно большие дистанции – порой протяженность пути составляет до 12 км и свыше. Как правило, составными частями конструкции являются отдельные сегменты. Если линия расположена горизонтально, то она имеет прямолинейный вид, если же вертикально, то она проходит под наклоном (встречается и усложненная форма). В качестве грузонесущего и тягового компонента используется лента. Она начинает двигаться под действием силы трения, создающейся между приводным барабаном и самим тяговым органом. Прогиб исполнительного органа исключается благодаря присутствию конструкций с роликами – они располагаются вдоль транспортера. Тип роликоопор определяет форму ленты – ее поверхность может быть ровной (для передвижения предметов правильной конфигурации) или с желобками. При этом передвижение материалов осуществляется в одно время с ленточным компонентом. Исключить провисание ленты позволяет присутствие натяжной станции – в большинстве случаев она грузовая (шнековой оснащены передвижные транспортеры). Составными элементами приводной станции является редуктор, электромотор, детали, соединяющие элементы станции, и барабан. Материалы с сыпучей консистенцией засыпаются на транспортировочную ленту через воронкообразное устройство или специальный лоток. Разгрузка осуществляется посредством барабана, также может использоваться барабанный или плужковый сбрасыватель. Транспортеры данного типа отличаются надежностью и высокой эффективностью работы (за час они способны переместить тонны груза). Для них используются ленты шириной 30-50 см, ленты способны двигаться со скоростью 1,5-4 м/сек.
Скребковый конвейер.
Материалы передвигаются по недвижимой желобообразной направляющей при помощи скребков, скрепленных с элементом, приводящим в движение оборудование. Такие машины находят применение на производствах, перерабатывающих кусковые или навалочные материалы. В свою очередь грузы поступают в желоб через специальную воронку. Материалом для изготовления желобов обычно становится металл (очень редко дерево), а для скребков – листовая или литая сталь. Если сравнивать транспортер с элементами скребкового типа и пластинчатый конвейер, то первый обладает меньшим весом, а разгрузка и загрузка материалов может выполняться вдоль всего желоба (в любом месте). Область применения данных машин имеет ограничения из-за того, что желоб в процессе эксплуатации подвержен быстрому изнашиванию, также допускается перемещение лишь грузов, не подверженных крошению. Помимо этого такие транспортеры расходуют много энергии. Дистанция, на которую могут транспортироваться грузы, не превышает 100 м. Устройства способны за час работы переместить до 50-350 т груза, а исполнительный орган работает со скоростью 0,16-0,5 м/сек (в отдельных случаях 1,0 м/сек).
Винтовой транспортер
(шнековый). Его назначение – перемещать мелкокусковые и пылевидные материалы. При этом они могут транспортироваться под наклоном (угол наклона не более 200) или горизонтально (устройства с быстро вращающимися винтами). Конструкция транспортера предусматривает наличие желоба из металла, закрытого сверху крышкой. Транспортировка по желобу осуществляется при помощи вращающегося стержня с лопастями, находящегося в желобе – поворачиваясь, шнек заставляет лопасти проталкивать материалы вдоль желоба. В зависимости от транспортируемых материалов лопасти различаются формой: если перемещаются липкие и склонные к слеживанию грузы, то используются лопасти, зафиксированные на стержне отдельно друг от друга; легкосыпучие грузы перемещаются при помощи сплошных лопастей; кусковые и влажные материалы перемещаются ленточными лопастями. В длину подобные транспортеры составляют не более 60 м (каждая секция длиной около 2-4 м), при этом диаметр желоба может быть от 10 до 60 см. Имея простую конструкцию, шнековые конвейеры не вызывают сложностей при эксплуатации. Минусом считается относительно быстрое изнашивание желоба и лопастей, а также повышенные энергетические затраты. Помимо этого, во время перемещения материалы подвержены измельчению и истиранию.
Конвейер цепной скребковый
(КЦС). Оборудование, находящее применение в различных промышленных сферах. В частности, с его помощью перемещают среднесыпучие и сыпучие материалы. КЦС способен работать под наклоном и в горизонтальной плоскости. Он отлично подходит для предприятий, деятельность которых предполагает внутрипроизводственную транспортировку зерновых культур, продуктов их переработки и навалочных грузов с физико-механическими свойствами, приближенными к свойствам зерна. Конструктивно данный конвейер – это стальной короб, имеющий прямоугольное сечение. С одной стороны находится привод, а с другой натяжная станция. Перемещение груза осуществляется при помощи цепи со скребками. Как цепь, так и скребки могут иметь разную форму: цепь - с круглыми звеньями, кованая вильчатая, пластинчатая; скребки – с полимерными накладками (обычно из капролона или фторопласта, толщина 0,6-1 см) или имеющие дополнительные стальные накладки.
При выборе типа и характеристик транспортера следует учитывать особенности материалов и условия, при которых предстоит работать машине. От этого зависит, насколько эффективным будет использование конвейера. Факторы, на которые нужно обратить внимание:
- - особенности передвижения груза (горизонтально, вертикально, под наклоном или комбинированный способ перемещения), конфигурация пути, протяженность перемещения;
- - как загружается и разгружается транспортер;
- - параметры груза, его температура, уровень влажности, абразивный ли перемещаемый предмет и т. п.;
- - насколько быстрой и интенсивной будет подача груза;
- - производственные факторы.