Собственно законодательные меры, призванные поддержать углубление локализации производств и импортозамещение отдельных видов товаров, были реализованы в 2013-2014 г.г., когда вышли Постановления Правительства РФ №1224 и №656. Первое устанавливало запрет и ограничения на допуск импортных товаров и услуг для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, а второе устанавливало запрет на закупки отдельных видов импортной машиностроительной продукции для государственных и муниципальных нужд.
И тут сразу возник вопрос. А какую продукцию считать «импортной», а какую «отечественной»? Ведь за то время, что мы имели благоприятные отношения с западными державами, было открыто множество совместных предприятий с капиталовложениями из разных стран и с разной степенью локализации производств. Как из всего этого многообразия выделить именно «отечественное», да еще при этом не навредить и без того пошатнувшемуся экономическому и инвестиционному климату страны?
Для определения критериев «отечественной» продукции и, в частности, насосной, Минпромторг РФ подготовил проект нового Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых на территории РФ, а также критериев отнесения промышленной продукции к товару, произведенному на территории РФ». Проект доступен сейчас на стадии публичного обсуждения на сайте regulation.gov.ru.
За основу разбиения промышленной продукции взят небезызвестный классификатор ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а в качестве критериев определены следующие показатели:
- Условия, а также производственные и технологические операции, выполняемые на территории РФ при производстве промышленной продукции;
- Процентная доля стоимости используемых при производстве промышленной продукции материалов и компонентов иностранного происхождения в цене конечной продукции;
- Иные условия, в том числе выполнение НИОКР на территории РФ.
И тут сразу возникает еще один вопрос. А как быть с нашими союзниками в лице Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии? По этому поводу Постановление предусматривает проведение в 3-м квартале 2015 г. проведение консультаций с органами исполнительной власти вышеназванных стран на предмет определения ими механизма подтверждения соответствия товаров требованиям, предусматриваемых настоящим Постановлением. Иными словами насос, произведенный в ЕАЭС также считается «отечественным» при условии, что он удовлетворяет всем определенным в Постановлении критериям, причем это должно быть подтверждено уполномоченным органом страны-ЕАЭС.
Подписание Постановления намечено на конец августа – начало сентября. До этого все критерии предполагается согласовать с широким кругом участников отраслевых рынков. По словам представителя Минпромторга РФ соответствовать критериям должны как минимум 3 отечественных предприятия по каждой позиции кода ОК 034-2014. Контроль за соблюдением выполнения критериев в РФ предлагается отдать Торгово-промышленной палате РФ. Модератором по сбору отзывов на проект Постановления от предприятий-производителей насосного оборудования назначена РАПН.
Помимо этого, поскольку основные усилия Минпромторг РФ сфокусировал на нефтегазовом секторе, РАПН выступает с собственной инициативой по созданию программы импортозамещения, главным отличием которой, должен стать более широкий охват отраслей народного хозяйства, в которых используется насосное оборудование. Так, помимо таких отраслей, как нефтегаздобыча, транспортировка и переработка нефти, предлагается охватить еще как минимум: химию, нефтехимию, горнорудную и металлургическую промышленности, водоснабжение, ЖКХ, тепловую и атомную энергетику.
Главным источником информации для составления программы должны стать данные прямых опросов предприятий-потребителей насосной продукции из вышеупомянутых отраслей народного хозяйства.
Механизм реализации предлагаемой программы заключается в следующем:
- Минпромторг РФ, руководствуясь существующим законодательством и распоряжениями Правительства РФ, рассылает от своего имени по списку, предоставленному специалистами РАПН, запрос на предприятия означенных отраслей с просьбой в оговоренный срок предоставить в адрес Минпромторга РФ и РАПН заполненные опросные формы, содержащие техническую информацию об установленных импортных насосах у которых в течение ближайших пяти лет подходит к концу срок эксплуатации.
- На основании данных, полученных от предприятий-потребителей насосного оборудования, специалисты комиссии РАПН по маркетингу подбирают на соответствующие позиции отечественные насосы-аналоги, основываясь на собственной компетентности или, если потребуется, делают запрос на отечественные предприятия-производители подобного насосного оборудования (отвечающие критериям принадлежности к категории «отечественный»).
- В результате появится пятилетняя программа импортозамещения насосного оборудования по широкому кругу отраслей, которая будет размещена в открытом доступе и передана заинтересованным сторонам. Основываясь на собранных данных, отечественные производители смогут лучше адаптировать свои пятилетние производственные программы, а потребители избавятся от проблемы поиска насосов-аналогов и лучше изучить потенциальных поставщиков.
На основании анализа импорта и выявления проблемных позиций будут намечены пути решения, в случае необходимости, с помощью государственной поддержки.
В заключение хотелось бы сказать, что введенные против России санкции, безусловно, нанесли вред ее экономике, но они, а также ответные меры ударили и по экономике западных стран. Разница этого вреда заключается в том, что на Западе это приводит к сокращению производства, а в России – к стимулированию его роста. Мы не занимаемся самоизоляцией и искусственно не ограничиваем присутствие иностранных компаний на нашем рынке, но конкурировать им теперь придется в новых условиях. Спровоцированное санкциями падение рубля на 50-60% плюс неуверенность российских потребителей в стабильности поставок от западных компаний предоставляют неоспоримые преимущества российским производителям, а программа импортозамещения гарантирует поставки отечественных насосов и запчастей к ним по более низким ценам.
Локализация производства в России является благоприятной альтернативой осложненному санкциями импорту и в то же самое время может стать разновидностью импортозамещения. Конечно, каждая компания выбирает соответствующую позицию исходя из своего опыта, наработанного годами авторитета, финансовых и технических возможностей, но это будет ее выбор, ее будущие успехи или риски.
Е.В. Солодченков
Исполнительный директор РАПН